Выставка «Не смотря ни на что» Руслана Вашкевича в галерее "11.12"

3 марта в рамках весеннего Вечера вернисажей в Центре современного искусства ВИНЗАВОД галерея «11.12» открывает выставку белорусского художника, участника Венецианской биеннале (2005) Руслана Вашкевича. 

«За время реализации проекта эта картина увидела больше, чем некоторые из нас за всю жизнь»

3 марта в рамках весеннего Вечера вернисажей в Центре современного искусства ВИНЗАВОД галерея «11.12» открывает выставку белорусского художника, участника Венецианской биеннале (2005) Руслана Вашкевича. Автор, чья творческая позиция «быть в углу и против всего мира», представит московской публике один из своих ярких проектов, выставку-эксперимент, социальный эксперимент, результат которого (живопись, фото, видео, музыка) смогут увидеть посетители галереи. Это выставка картины-путешественницы, которая проделала большой путь, вплоть до колонии строго режима.

Смутная тревога и ощущение собственной неуместности. Усиливающееся любопытство и нарастающее (от невозможности его удовлетворить) раздражение. Но что является источником этого беспокойства?

Четыре человека смотрят куда-то вниз, их взгляды устремлены в пространство, которое остается за рамкой, в невидимой для зрителя зоне. Здесь нет истории, которую можно рассказать. Тем более – нет драмы. Nothing happens. Лишенный глубины и деталей темный фон лишь усиливает впечатление завороженности персонажей, словно выпавших на время из своего повседневного мира. То, на что смотрят картинные герои, нам недоступно: мы остаемся в неведении относительно объекта их внимания. По крайней мере, до тех пор, пока не перейдем от картины к фотографиям и видео. Чтобы начать видеть то, что открылось четырем парам нарисованных глаз, зрителю придется одолжить их взгляд. Меняя ракурсы, кадрируя видимый мир иначе, предлагая неожиданную «точку зрения», конструируя воображаемый мир за рамкой картины, художник напоминает нам о том, что живопись – это всегда искусство видения.

Важно понять: картина изначально «требовала» развития сюжета, в основу которого легло ее путешествие/перемещение в поисках объекта внимания. Но что это за объекты, какие это места? Приключения Взгляда разворачиваются далеко за пределами стен мастерской художника – в различных социальных пространствах, куда непросто попасть и не близко добираться. В поле зрения художника и созданной им картины не случайно оказались: городская мусорная свалка, стриптиз-клуб, церковь, морг НИИ онкологии, детский сад, колония общего режима, продуктовый гипермаркет, кладбище и другие места. Было ли путешествие художника и картины безопасным, а приключения Взгляда приятными?

Картина, покинувшая мастерскую художника ради непредсказуемой встречи с объектом своего взгляда, кажется, создавалась с целью разоблачения актов тайного подсматривания. Каждая встреча – как очная ставка. Между наблюдателем и его «объектом». Быть (под взглядом) или обладать (им)? Наблюдать или находиться под наблюдением? Вероятно, с этой дилеммой придется столкнуться и зрителю.

Об авторе: Родился в Минске. Окончил Белорусскую академию искусств. Член Белорусского союза художников, член Cité Internationale des Arts (Париж). Персональные выставки: Минск, Амстердам, Гранада, Киев, Москва, Париже Рим, Страсбург, Таллин, Чикаго и проч. Работы представлены в коллекциях Музея современного искусства (г.Минск), Национального художественного музея (г.Минск), Музея современного русского искусства (г.Нью-Йорк), Музея нового искусства (г.Пярну) и частных коллекциях.

3 марта - 11 апреля

Галерея «11.12», ЦСИ ВИНЗАВОД, 4-ый Сыромятнический пер., 1, стр. 6, подъезд 19

Вход свободный