Мрачный Санкт-Петербург показали в галерее «КультПроект»

В феврале 2014 г галерея «КультПроект» пригласила зрителя совершить нетривиальное путешествие в северную столицу и открыла групповой проект «Санкт-Петербургский Нуар», объединивший 5 авторов. Это прогулки современных художников в пространстве сумеречного сознанияв их живописи и инсталляциях, которые связаны с глубинными культурными пластами -    литературой Ф. Достоевского, духом символистов, настроением Андрея Белого, и мрачным абериутским юмором.

Представленные на выставке живописные холсты Петра Швецова были пронизаны «темным» состоянием. Работы автора, окруженного в своей мастерской символами смерти, затягивают в пугающие глубины, нагнетают чувство одиночества. Художник как бы теряет связь с окружающей реальностью, его сознание становится отрешенным, он воспроизводит в своих полотнах устрашающе влекущие ландшафты в глубины болота, леса, чащи, где зритель теряет ориентацию и становится участником сумеречного состояния, как утренняя рассветная полутьма или полутьма между заходом солнца и наступлением ночи. Мрачное подсвеченное солнце Петра Белого, его работа «Восход», логично дополняет экспозицию и отражает общее настроение.

В черно-белых фотографиях Константин Водяницкий исследует свое тело, как отстраненный от него самого инструмент познания тленности бытия. Собственные действия воспринимаются им как бы со стороны, действительность теряет краски, чувства пропадают.

Видеоарт художника Людмилы Беловой– герметичные коробочки, в которые зритель заглядывает с помощью «глазка» и видит пространства санкт-петербургских лестничных клеток, в сопровождении тихих эротических звуков. Для посетителя здесь случайно возникает эффект подглядывания, он невольно вовлечен в пространство своих «квазипотребностей». Невозможно от этого «глазка» оторваться - такова сила видеоарта Людмилы Беловой.

И, наконец, вошедший в экспозицию «Мужской кабинет», - серия офортов Александра Дашевскогои рисунки Петра Швецова. По словам Дашевского, «мужской (или интимный) кабинет - особое пространство в богатых домах, декорированное фривольными мотивами. Эта европейская традиция XVIII-XIX вв. воплотилась в ряде российских дворцовых интерьеров. Дашевский поднимает в своих произведениях два вопроса: как в наши дни мог бы выглядеть такой кабинет, чтобы быть действительно интимным, и можно ли сегодня через тело, как источник символики, заново выйти к классическим европейским сюжетам и мифам?

Всё это следы непрерывной глубинной тенденции санкт-петербургского искусства, его мрачной «витальности», скорбной «жизнерадостности», тягучей и иногда невыносимо «тягостной» наполненности произведений, которые поглощают своего зрителя, приближая ощущения запущенности, одиночества, безысходности.

Именно этот срез санкт-петербургского искусства, увиденный в ходе наблюдений за творчеством художников города, был представлен в галерее «КультПроект».

Пресса (частичная подборка публикаций):

Анонсы:

Интервью художников:

Фотоотчет:

Рецензия: